Алексей Коимшиди (kromni) wrote,
Алексей Коимшиди
kromni

Category:

Мой прадед Коимшиди Мильтиад Анастасьевич.


В этом году исполняется 100 лет со дня рождения моего деда Феофилакта и 130 лет со дня рождения прадеда Мильтиада. День рождения деда - 13 октября, к этому дню я сделаю пост о нем. Точная же дата рождения прадеда неизвестна, в его сохранившемся паспорте Российской империи указана только дата - 1884. Вообще о прадеде и истории семьи до него я знаю очень мало. Он ушел достаточно молодым - в 53 года был арестован и расстрелян большевиками, и практически не успел никому ничего рассказать. Его жена, моя прабабушка Евгения Степановна прожила дольше, скончалась она в 1957 году, но и от нее информации был минимум, зачастую данные от разных родственников противоречат друг другу. Это объясняется страхом, в котором люди жили в эпоху раннего и среднего большевизма, боялись всего - соседей, неосторожно обороненного слова и т.п. Этот страх дожил в семье даже до моего детства - вегетарианских брежневских времен. Я был ничего не понимающим ребенком, но я помню то нежелание в семье говорить на определенные темы, помню, как резко меня обрывали старшие, если я говорил что-то не то. С высоты сегодняшнего времени я осознаю весь ужас, всю ущербность той жизни в атмосфере страха за себя и своих близких. Но вернемся, к теме рассказа. Знаем мы о Мильтиаде Анастасьевиче очень немного, а о его предках - вообще крупицы, потому расскажу все, что мне известно.
Источники информации - автобиография прадеда, некоторые документы, воспоминания родственников, прежде всего письменные воспоминания моего деда.

Мильтиад Анастасьевич родился в 1884 году в селе Варену Трапезундского вилайета Османской империи. Это историческая область Понт - греческие земли на протяжении почти 3000 лет.

2. Варену. Малая церковь с кладбищем.

Он был единственным ребенком в семье. Его отца звали Анастас Феофилактович. Таким образом, мне известно имя деда прадеда - Феофилакт. Это первый из известных Коимшиди. По основной версии, которую рассказывал еще мой дед, отец Мильтиада Анастас был маляром. Нужно сказать, что жили они в горном промышленном селе на юге Понта в области Кромни. Ближайший крупный город Аргируполис, по-турецки Гюмюшхане; на обоих языках означает "серебряный город". Там повсюду в горах были сереброрудные шахты. Но в середине XIX века все шахты закрылись из-за нерентабельности добычи; кажется, в Южной Африке были открыты богатые залежи, и цена серебра на мировом рынке сильно упала. Многие греки, а большинство греков в этом районе работали именно на шахтах, были вынуждены осваивать другие профессии, в основном, строительные, либо заниматься торговлей. Так что профессия маляра вполне подходит для отца моего прадеда.

3. Единственное фото Анастаса Феофилактовича - моего прапрадеда (!) Каллиграфические подписи сделаны моим дедом, это сканированные страницы домашнего семейного альбома.

В то же время по сообщению от моей тети, дочери старшего сына Мильтиада Анастасьевича - Владимира, Мильтиад родился в очень богатой семье, они даже смогли послать сына учиться в Трапезунд. А профессию маляра для своего отца Мильтиад Анастасьевич якобы указал уже в большевистское время, чтобы доказать свое пролетарское происхождение. Версия, хоть и достаточно слабая, имеет право на существование. Косвенно в ее пользу говорит версия о происхождении нашей фамилии. По долгих исследований, я выяснил, что фамилия Коимшиди происходит от турецкого слова "куюмчо", что означает "золото", фамилия переводится как "сын ювелира", в те годы часто давались фамилии от профессии тогдашнего главы семьи. Кто из моих предков был ювелиром, я не знаю, но это говорит в пользу версии "богатой семьи". Между тем и версия "маляра" не отрицает, если не богатства, то, правильнее было бы сказать, состоятельности. В Османской империи именно христиане - греки, армяне, славяне и другие упорным каждодневным трудом обеспечивали себе достойную жизнь, и часто жили значительно лучше своих поработителей. Так что я вполне допускаю, что простой маляр из горной греческой деревушки мог быть вполне обеспеченным человеком и иметь средства послать своего сына учиться в лучшее учебное заведение Понта того времени.

4. Варену. Большая церковь, разрушенная турками. Внутри сохранились фрагменты штукатурки - очень вероятно, что это работа моего прапрадеда Анастаса. В малой церкви тоже есть фрагменты внутренней штукатурки.

5. Варену. Осыпавшаяся шахта XIX века.

Каковы бы ни были причины, Мильтиад Анастасович получил прекрасное образование - закончил Греческое высшее училище в Трапезунде, Фронтистирио.

6. Фронтистирио Трапезунда. Здание цело и по сей день, и также там колледж, только преподаватели и студенты турки, и учат там уже другие науки.

7. Фотография выпускников Фронтистирио 1903 года. В этом году это учебное заведение как раз окончил мой прадед. Фото обнаружено мной в интернете в одном из понтийских сообществ на Фейсбуке. Несмотря на низкое качество старой фотографии, я твердо уверен, что крайний слева стоит - мой прадед. Здесь он совсем молод, ему 19 лет. Сравните с другими его более поздними фотографиями, и у вас отпадут всякие сомнения, что это именно он. Нахождение этой фотографии было для меня огромной удачей!

Мой прадед владел семью языками - высоким греческим - кафаревусой, народным понтийским, турецким, армянским, грузинским, русским, французским. По отзывам родственников, друзей и коллег это был безупречный человек. Дед рассказывал, что он никогда не употреблял спиртного. По окончании Фронтистирио Мильтиад Анастасович возвращается в родные места и работает сначала учителем, а потом директором греческих школ в местах Кромни и Ставри.

8. Кромни. Кусок стены справа - руины старой школы. После изгнания греков из этих мест в 1923 году все пришло в запустение. В конце будет ссылка на пост со старинной фотографией того же ракурса.

9. Ставри. В серидине кадра руины большой церкви. Где была школа, и осталось ли от нее что-то, мне узнать не удалось.

В 1905 году Мильтиада Анастасьевича приглашают работать преподавателем реального училища в российский город Карс. Это соседний регион Западной Армении, захваченный турками в далеком Средневековье. В конце 1878 году по Берлинскому трактату Карс и соседний Ардаган переходят под власть Российской империи, которая на протяжении многих веков вела борьбу за прекращение турецкого господства на территориях Византии. Так наша семья оказалась в России.

10.11.12. Вырезки из Адрес-календарей Карсской области соответственно 1908, 1910 и 1912 годов. Мильтиад Анастасьевич Коимшиди записан как преподаватель новогреческого языка Карсского Реального училища. Любопытно, что фамилия в первом случае написана через Й. Это либо опечатка, либо старая версия звучания нашей фамилии, происходящей от турецкого слова.

13. Предположительно в этом здании в Карсе располагалось Реальное училище. Сейчас там турецкая школа.

14. Визитная карточка Мильтиада Анастасьевича.

15. Мильтиад Анастасьевич в Карсе в 1912 году. Ему здесь 28 лет. Молодость, полные надежд, горящие глаза. Сколько всего светлого ему виделось впереди. Будущее оказалось, однако, очень трудным.

Предположительно в 1911 году Мильтиад Анастасьевич женится на Иониди Евгении Степановне. К сожалению, никакой информации о семье Иониди кроме имен родителей Евгении Степановны я не знаю.

16. Коимшиди Мильтиад Анастасьевич с женой и тестем. Фотография моего еще одного прапрадеда (!) Иониди Степана Пантелеймоновича.

В 1912 году у них рождается сын Владимир, а в 1914 - Феофилакт, мой дед.

17. Моя прапрабабушка (!) Мегала Ламбриановна, прабабушка Евгения Степановна и ее дети Владимир (старший) и Феофилакт.

18. Старший сын Мильтиада Анастасьевича - Владимир Коимшиди.

В 1916 году Российская армия по ходу Первой мировой войны занимает Трапезунд. На Понт пришла надежда на освобождение от многовекового варварского гнета. К сожалению, предательство против России, приведшее к перевороту и приходу к власти большевиков, действовавших в интересах врагов России и всех восточных христианских народов. В 1918 году большевики передают Карс и Ардаган туркам. Греки, армяне и другие христиане региона вынуждены были эвакуироваться, чтобы не быть уничтоженными турками. Коимшиди переезжают в Алаверди. Позже в 1932 году в связи со здоровьем Мильтиада Анастасьевича, которому не подходил климат Армении, переезжают в Ялту.
В начале большевистской деятельности многие греки поверили большевикам, многие были обмануты привлекательностью их лозунгов. Но царство на земле обещает только сами знаете кто, служба ему заканчивается катастрофой. Мильтиад Анастасьевич вступает в компартию в 1920 году и покидает в 1923 "самовольно, по объективным причинам" - так он сам написал в своей автобиографии - одном из немногих сохранившихся его документах. Сейчас трудно сказать, что именно подвигло его на этот поступок - выход из партии, поступок достаточно смелый и неоднозначный для тех страшных времен. Возможно, он ужаснулся, осознав истинные результаты деятельности большевиков, возможно, каким-то образом узнал о военной и финансовой помощи большевиков кемалистской Турции, той помощи, которая привела к катастрофе его родину, а его народ поставила на грань гибели. Сейчас ответить на этот вопрос невозможно. Но факт остается фактом - Мильтиад Коимшиди вышел из рядов коммунистов.
Он продолжал заниматься своей профессиональной деятельностью - учить детей. В Ялте он работал директором греческой школы.

Фотографии Мильтиада Анастасьевича в последние годы жизни.
19.

20. С супругой.

21. С сыном Феофилактом и профессором Академии Художеств в Санкт-Петербурге, где учился Феофилакт, К.И. Рудаковым.

22. Вся семья Феофилакт, Владимир, Евгения Степановна, Мильтиад Анастасьевич. Видимо, один из моментов, когда дети приезжали на каникулы.

В декабре 1937 года Мильтиад Анастасьевич был арестован и в апреле 1938 года - расстрелян. Это семья узнала только 50 лет спустя в 1989 году, когда Мильтиад Анастасьевич был реабилитирован. А в 1938 году семье был объявлен приговор "10 лет без права переписки". Из воспоминаний моего деда Коимшиди Ф.М.:
"Летом 1938 г. я пошел в НКВД г. Ялты. Дежурный назвал номер кабинета и указал на коридор. Дверь в кабинет была открыта, но там не было никого. Сидя в коридоре, через окно кабинета я видел, как во дворе играют в волейбол и не заметил, как кто-то занял место за столом. Увидев меня, он спросил: «К кому? Зачем?» На мой ответ сказал, что он и есть начальник. Я растерялся, мне казалось - встречу седовласого человека, прожившего большую жизнь и знающего ей цену, а передо мной сидел молодой человек в майке-безрукавке. Очнувшись я спросил за что арестовали моего отца и где он. Ответил он коротко: «Директор греческой школы не арестован, а осужден по 58 статье на десять лет без права переписки». Я пролепетал еще, что юрист мне говорил, что Закона «без переписки» нет -  «А я говорю, такой закон есть!» Только упоминание занимаемой должности подсказывало, что говорил он о моем отце...
...В 1988 г. я обратился в Прокуратуру Крымской области по вопросу реабилитации моего отца.
В январе 1989 года в палату Областной больницы г. Волгограда, где меня готовили к операции, пришел старший следователь Волгоградского областного КГБ Кодейкин С.И. и стал вести протокол допроса. Из его вопросов мне стало ясно, что по доносу Феофанова В.Н. и Харитова Л.Г. мой отец состоял в меньшевистской организации и в городе (?) Манесе встречался с представителями английских войск в марте 1919 года. Надо было ответить на вопрос, что мне об этом известно. В марте 1919 года мне было четыре года и шесть месяцев. Если еще учесть, что я начал говорить только в три года, то, надо полагать, из меня не вышел сверхмолодой Павлик Морозов. Но Манес я знаю, правда. Когда в 1931 г. приехал из Москвы на зимние каникулы, там не было даже камеры хранения. Это был полустанок, где из всех проходящих поездов останавливался на 1 минуту только один пассажирский. Рабочий поселок Аллаверды (тоже не был городом, его удовлетворяла одна начальная четырехклассная школа) располагался далеко наверху в горах на расстоянии 12 км. Транспорта у нас никогда никакого не было, и, если бы отец бросил занятия в школе ради каких-то встреч, это невозможно было бы скрыть в маленьком поселке, где все у всех на глазах. Репутация у него была всегда чистая, ему доверяли обучение и воспитание детей. Он постоянно избирался в органы самоуправления и постоянно пользовался большим уважением. Феофанов и Харитов могли знать о существовании меньшевистских организаций, если сами участвовали в таковых.
Когда я заметил, что Кодейкин написал: социальное происхождение отца – сельский учитель – это его социальное положение, а происхождение – сын маляра; и что он не из Карса поехал в Ялту, а из Аллаверды поехал в Ялту (из Карса поехали в Аллаверды), он так обиделся на свою оплошность, что в палате стал вновь задавать мне вопросы, но на этот раз я должен был их громко читать и каждый тоже подписывать. Помимо подписи под каждым листом. Мне скрывать было нечего, и я говорил все откровенно честно, но осталось непонятным, кому и зачем нужен был такой спектакль. 12 мая 1989 года Военной прокуратурой Одесского военного округа – отец мой реабилитирован."

Мое мнение об этой ситуации таково. Это был 1937 год - год самых жутких репрессий большевиков против народов России, тогда же и шла так называемая "Греческая операция" НКВД - ликвидация греческой автономии в СССР, уничтожение греческой интеллигенции старого порядка - тех, кто еще застал свободную дореволюционную Россию. Фамилии Феофанов и Харитов с огромной долей вероятности греческого происхождения. Скорее всего, оба этих несчастных также были арестованы большевиками и под пытками наговорили что угодно о следующей жертве нечеловеческой власти - моем прадеде.

Мне иногда пытаются сказать в упрек, мол "мы не знаем, что там было на самом деле, вдруг твой прадед и в самом деле занимался антисоветской деятельностью". Отвечаю таким умникам следующее: если бы мой прадед занимался антисоветской деятельностью - это было бы самым мужественным и самым благородным делом, возможным в той ситуации! Тогда бы я гордился своим прадедом, как героем, боровшимся против варварского режима! Но все это было не так - он был простым учителем, делал свое дело со всей отдачей, но как и миллионы других невинных жертв попал в суровые жернова, наверное, одного из самых жестоких веков - XX века. Такова была судьба моего прадеда Коимшиди Мильтиада Анстасьевича. Он был расстрелян в 1938 году в застенках НКВД в Ялте. Место захоронения большевики так и не раскрыли. Скорее всего, это какая-то общая яма-могила где-то в Ялте. Условная могила Мильтиада Анастасьевича там, где похоронена его супруга Евгения Степановна в городе Каменец-Подольский на Украине. В то же самое время такая же точно судьба постигла и брата его жены - Иониди Илья Степанович был арестован в 1937 году, в 1943-м умер в большевистских лагерях.

23. Могила в Каменце-Подольском.

Ссылки на мои статьи и фотоотчеты, которые было бы интересно посмотреть по теме:

Из отчетов о моей поездки на Понт летом 2013 года:
Родные места:

И в заключение сканы немногочисленных документов Мильтиада Анастасьевича Коимшиди:

24.25.26. Автобиография Мильтиада Анастасьевича Коимшиди, написанная им самим в 1936 году.

27. Паспорт Российской империи.

28. Паспорт Армянской республики до вхождения в состав СССР.

29. Свидетельство о смерти, выданное уже после реабилитации Мильтиада Анастасьевича в 1989 году. Оно меня несколько поражает и пугает своим лаконичным цинизмом.

30. Ну и раз уж мы упомянули Иониди Илью Степановича - шурина моего прадеда, то вот и его фотография также незадолго до ареста с сестрой Евгенией, моей прабабушкой.


31. И свидетельство о его смерти.

Несмотря на злую судьбу, мой прадед и брат прабабушки были положительными светлыми людьми, полными оптимизма. Царство им небесное и светлая память! И всем другим невинным жертвам большевизма!
Tags: Аллаверды, Варену, Иониди, Коимшиди, Кромни, Понт, Ставри, Трапезунд, геноцид, греки, понтийцы, сталинизм, старые фото, тоталитаризм
Subscribe

Posts from This Journal “Коимшиди” Tag

promo kromni july 6, 22:42
Buy for 10 tokens
Дорогие гости Черногории! Предлагаю Вам свои авторские индивидуальные экскурсии - совершить увлекательное путешествие по этой удивительной и красивой стране. Я живу здесь уже больше восьми лет, обошел практически все известные достопримечательности, а также места, куда не ступала нога не только…
Comments for this post were disabled by the author

Posts from This Journal “Коимшиди” Tag