Алексей Коимшиди (kromni) wrote,
Алексей Коимшиди
kromni

Черногория с высоты. Четыре горных крепости и немного меня.

Следующие два поста будут посвящены полетам моего фантома над горными австрийскими крепостями района Кривошее над Рисаном. Приехал из России мой друг Дима и попросил сводить его с дочерью Марией в те интереснейшие горные места, что я конечно же с удовольствием исполнил. Сам я там уже неоднократно бывал, все отснял, потому фотик не брал с собой, но взял квадрокоптер. Две батареи на четыре крепости.

Сразу даю ссылки на посты о каждй крепости с подробностями:

Ну а теперь о нашем походе. Нас забросила в горы, в деревеньку Гркавац моя жена Юля, в Црквицах должна была забрать после обеда, но об этом позже. Мы выпили кофе в деревенском ресторанчике и двинулись вверх. Нужно сказать, австрийцы за сто лет владения Бокой и прилегающими областями значительно обустроили этот край, снабдив его в том числе дорожной инфраструктурой. Нижние австрийские дороги, по которым и до сих пор ездят машины, а до постройки главного шоссе Рисан-Никшич пять лет назад они и вовсе были основными. Так вот, в австрийские времена нижние дороги были проезжими с каменным покрытием, а верхние - конские, также с каменным покрытием. В принципе по ним можно было затащить и небольшое орудие. А как иначе доставлять боеприпасы к крепостям? Вот по этим верхним конским дорогам, превратившимся на сегодняшний день просто в тропы мы и двинулись в путь.

Первой на  пути была крепость Ундер Грковац. Она видна из многих точек района, в частности из Леденец, а также из Грковца - слева на горе, когда выезжаете из тоннеля, сразу за которым будет единственный на этом участке нового шоссе ресторан. Фотографии Ундера с воздуха.

4. Дальше на макушке едва видна следующая крепость Обер Грковац.

5. Грковац, чуть дальше Леденице, затем кусочек Боки и на горизонте открытое море. Погода подкачала, а камера на коптере больше подходит для хорошей погоды в отличие от зеркалки. Да и высоко, лето туда еще не пришло полностью, не все листья распустились.

Потом мы двинулись к Оберу.

6. Обер оказался самым разрушенным фортом из всех. Сверху это особенно заметно.

После Обера мы прошли дальше на хребту и поднялись на Вели врх, куда я ходил в прошлом году. Это одна из двух доминирующих высот в Кривошее. 1277 м над уровнем моря. Австрийцы провели сюда дорогу с целью также построить крепость, но потом, по неизвестным причинам решили не строить, в принципе их и так тут с переизбытком. У нас даже было мнение, что так австрийские генералы бюджет осваивали.

А вот от Велег врха до Црквиц я до тех пор не ходил, заезжал с другой стороны на машине. И тут я пожалел, что не взял с собой фотик. Места там красивейшие - каменное море, глубочайшие поноры - карстовые провалы, на дне которых лежал снег, петляющая полоса австрийкой дороги, которая иногда подобно мостику переносила нас с хребта на хребет. По дороге нас застал дождь, а мы к нему были абсолютно не готовы - не было ни дождевиков, ни обуви соответствующей - ну ничего, немного промокли, благо, дождь не сильный был. Думали уже, что с двумя оставшимися крепостями облом будет и мчались побыстрей в Црквице, надеясь укрыться в заброшенном австрийском хлебозаводе, над которым я уже летал недавно зимой. Как подошли, дождь и прекратился. Потому идем дальше - Ком.

11. Классный вид, видите дорожку серпантинную ниже вдоль скалы?

Ну под конец у нас открылось второе дыхание и мы забрались еще и к Стражнику. Сперва я думал туда не подниматься, так как помнил прошлогодний сложный подъем. Но на второй раз он оказался гораздо проще, вернее, показался.

Обратите внимание, каждая крепость уникального проекта. Они все такие тут. За исключением пары близнецов Янков врх и двух более современных фортов-батарей Луштица и Кабала. Стражник самый красивый и лучше всех сохранился.

17. Шестиугольная двухэтажная башня, на втором этаже артиллерийская площадка, в середине колодец-замочная скважина, по бокам два ушка капониров и носик входного тамбура. Настоящий Стражник!

18. Форт прекрасен вместе со своим серпантином!

Как обидно, что все эти памятники военной архитектуры XIX века постепенно разрушаются все больше и больше. От некоторых практически ничего не осталось. Черногории все равно. Австрийцы приезжали вроде, смотрели, но тоже мер не принимают. Крепостям где-то примерно по 150 лет. Еще лет через сто или даже раньше тут будет просто груды камней...

Ну и вторая часть поста - "земные" фото, сделаны Димой, рекомендую его интереснейший блог о Черногории, правда, не в жж. Редко фотографирую сам себя, а на личного фотографа еще не заработал. Потому пользуюсь оказией. Ну и всякие интересные штуки тоже тут, которые раньше не попали в мои посты.

19. Досель мной незамеченная цистерна возле крепости Ундер. Кто-то притащил знак паркинга в качестве крышки колодца.

20. В процессе.

21. Процесс.

22. На вершине горы Велий врх.

23. Глубочайший понор - провал в земле, куда уходит вода. На дне плюха снега. Это на пути от Велег врха до Црквице. Впервые там шел.

24.Табличка австрийского стройбата, ответственного за постройку дороги. Это опять же между Велим врхом и Црквицами. До это не проходил, соответственно, не видел. Позабавила "Инет Бригада". Политтролли, не иначе.

25. Welcome to Krivosheje! Это вид от Стражника. Сзади меня Ком и гора Вели врх!

Потом погуляли немного по Црквицам. Ну и путь обратно тоже был с приключениями. Юля все не могла нас забрать долго, потому возвращались пешком довольно далеко, до самого нового шоссе от Црквиц. Больше 25 км протопали в тот день! Вот маршрут кое-как нарисовал. Там глючный этот сайт, где маршруты рисовать, к сожалению.

Фотографии 27 апреля 2015 года.

Tags: Австро-Венгрия, Вели врх, Гркавац, Ком, Кривошее, Стражник, Црквице, Черногория, горы, достопримечательность, квадрокоптер, крепость, путешествие

Posts from This Journal “квадрокоптер” Tag

promo kromni july 6, 2020 22:42 439
Дорогие гости Черногории! Предлагаю Вам свои авторские индивидуальные экскурсии - совершить увлекательное путешествие по этой удивительной и красивой стране. Я живу здесь уже больше восьми лет, обошел практически все известные достопримечательности, а также места, куда не ступала нога не только…