Алексей Коимшиди (kromni) wrote,
Алексей Коимшиди
kromni

Categories:

Понтийский район Тонья

Понт Тонья
В один из дней моего пребывания в Трапезунде мы с Григорием отправились в Тонью. Тонья и Оф два района в Трапезундском вилайете, которые и по сей день населены преимущественно греками. В начале я расскажу, как это получилось.

В XVI веке, через сто лет после завоевания Понта турками религиозный фанатизм мусульман усилился, и жизнь христиан-греков стала практически невыносимой. К тому же христиане изначально считались в Османской империи людьми второго сорта, они были вынуждены платить обременительные налоги – джизью, сбор которой сопровождался унизительными процедурами и побоями. Чтобы избежать этого, многие греки открыто перешли в ислам, в тайне оставаясь христианами. Если была необходимость, на публике они исполняли мусульманские обряды, а дома по ночам христианские. У многих в доме были тайные часовни в подполе. Крещение, венчание похороны – все обязательно проходило по христианскому обряду. В течение двухсот лет люди хранили эту тайну и не выдавали друг друга. Здесь я хочу пояснить, что в Османской империи за отступничество от ислама следовала немедленная казнь. Тем не менее, по свидетельству историков и просто жителей тех мест не было случаев, чтобы кто-то из турок узнал об этом.
Это было не самовольное решение людей, это была официальная рекомендация Церкви. В некоторых районах, как например, в Кромни и соседних, откуда родом мои предки, были тайные священники, одновременно на публике бывшие и мусульманскими муллами. Я не знаю, по каким причинам, но именно в районах Тонья и Оф таких священников не было, и по мнению понтийского историка Георга Андреадиса именно это послужило причиной того, что за двести лет жители этих двух областей позабыли свое христианское прошлое и стали полностью мусульманами. Именно по этой причине их и не трогали турки во время геноцида, и они живут там по сей день. Интересен тот факт, что во время короткого русского присутствия в Трапезунде в 1916 году представители старшин Тоньи и Офа явились в Трапезунд к митрополиту Хрисанфу, который тогда был гражданским главой города, с просьбой принять их в христианство. Мудрый Хрисанф отказал, посоветовав немного подождать, и тем самым спас их от турецкой резни в будущем. Как бы там ни было, печальный факт, что сейчас они еще более фанатичные мусульмане, чем сами турки. Есть среди них, конечно, и до сих пор тайные христиане, но их очень немного. Я лично знаю несколько человек из Офа, которые помнят свое происхождение, некоторые даже крещены. Подробнее о криптохристианах Понта можно прочесть мои переводы статей Г. Андреадиса.

Итак, мы с Григорием поехали в Тонью посмотреть оставшиеся там развалины греческих церквей. Он, однако, не знал дороги и рассчитывал найти одного местного, который должен был ее показать. Сам городок Тонья ничего из себя не представляет, все застроено турецким бетоном. Я даже не стал делать там фотографии. Если кому интересно, можете посмотреть мой пост про Мацуку – городок примерно такой же. По дороге к дому человека, который должен был показать нам дорогу, сделал несколько фотографий красивых горных пейзажей Понта.
Понт Тонья
Понт Тонья
DSC_8450
Понт Тонья

Также Гриша показал мне мусульманское кладбище и сказал, что могилы с цветами – могилы тайных христиан, я не знаю, насколько это точно.
Понт Тонья
Понт Тонья

Наконец, мы добрались до дома нужного нам человека, дома которого не оказалась. Жена сказала, что он уехал в город, когда вернется – не известно. И телефон она его не знает. Мне показалось удивительным, что жена не знает телефон мужа, но Гриша сказал, что для сельской Турции это обычное дело. У жены не может быть вопросов к мужу, только наоборот. Вот его хозяйство. Дома построены на понтийский манер, только вместо камня использовали крупный кирпич. В моих будущих постах вы увидете, как должны выглядеть настоящие понтийские дома.
Понт Тонья

А дальше произошел вообще вопиющий инцидент. У этой женщины лет сорока-пятидесяти платок на голове был повязан на несколько необычный манер, не так, как у других в Турции. Я через Гришу спросил, можно ли ее сфотографировать. Женщина произнесла несколько реплик и быстро убежала в дом:
Понт Тонья

Гриша сказал, что она испугалась, что я хочу ее изнасиловать и заявила примерно следующее: «Зачем ему моя фотография? Он будет на нее мастурбировать! Если муж узнает, он меня убьет!» Я долго не мог ему поверить, думал, он надо мной издевается, но он клялся и божился, что на самом деле она так сказала. «Почему, мол, она убежала? Именно испугалась, что ты ее изнасилуешь! А что ты думал – в шортах, в темных очках и с фотоаппаратом ты выглядишь здесь очень подозрительно!» Я не знал, плакать мне или смеяться. Скорее всего эта женщина была греческого происхождения. Боже мой! До какого же состояния нужно довести великий в прошлом народ, мой народ, чтобы он начал мыслить подобным образом!

Мы решили какое-то время подождать ее мужа, устроились на лужайке, перекусили, Гриша сказал, что поспит. «А я пойду погуляю и поищу какую-нибудь другую жертву»)) – я уже начал шутить. Никого не нашел)), сфотографировал пару цветков:
Понт Тонья
Понт Тонья

лужайку:
Понт Тонья

коровку:
Понт Тонья

И вернулся будить Гришу. Мы могли прождать его здесь до вечера и потерять целый день. Первая половина дня получилась непродуктивной. Решили поехать в Керасунд, до которого тоже не добрались, ибо свернули по туристическому указателю на церкви. Там произошел еще один замечательный контакт с местными жителями, о котором я расскажу завтра. Не пропустите!

Предыдущие посты о моем путешествии на Понт и в Западную Армению:
Tags: Понт, Тонья, Турция, криптохристианство, понтийцы, путешествие, христианство
Subscribe

promo kromni july 6, 2020 22:42
Buy for 10 tokens
Дорогие гости Черногории! Предлагаю Вам свои авторские индивидуальные экскурсии - совершить увлекательное путешествие по этой удивительной и красивой стране. Я живу здесь уже больше восьми лет, обошел практически все известные достопримечательности, а также места, куда не ступала нога не только…
Comments for this post were disabled by the author