Алексей Коимшиди (kromni) wrote,
Алексей Коимшиди
kromni

Categories:

Г. Андреадис Криптохристиане Понта часть 2

Панагия СумелаПраздничные обычаи: Богоявление и Церковный Новый год

Моя бабушка имела обыкновение говорить: «Как тайные христиане мы были более ревностные, чем явные. Мы соблюдали каждый праздник и каждую традицию.» Праздники проходили в абсолютной тайне с большой торжественностью, и литургия, и святое причастие выполнялись со страхом перед Богом. Великие церковные праздники праздновались также, как празднуются и в наши дни. Я же хочу упомянуть про некоторые обычаи, которые исчезли в наши дни. В канун Богоявления соблюдалась традиция, идущая из глубины времен. Семья собиралась в подземной часовне, где на маленьком столе ставили чашу с пшеницей, в которую ставили свечи. Каждая свеча посвящалась умершему члену семьи. Последняя свеча предназначалась неизвестному мертвому, ее также ставили те, у кого не было никого для поминания. Маленькая темная церковь освещалась только этими свечами, и семья оставалась там со священником или главой семьи, вознося предписанные молитвы до тех пор, пока последняя свеча не сгорала.


Каждый год первого сентября в Церковный Новый год священник посещал дома всех криптохристиан, окропляя каждый дом и его жителей святой водой. Это было очень старым обычаем, гораздо старше, чем само христианство, поскольку древние греки также считали первое сентября первым днем нового года.

Еще один обычай – тихая прогулка тайного священника по деревенским улицам к дому умирающего христианина. Под одеждой он нес чашу со святым причастием. Если кто-то видел и приветствовал священника, он не отвечал на приветствие и продолжал путь в тишине. Все всё понимали. Молчание священника означало, что он шел к умирающему.

Криптохристианское крещение

Для крещения члены семьи, крестные родители и, возможно, неоторые другие собирались в доме, где родился ребенок. Детей обычно крестили после сорока дней. В случае, если близкий член семьи недавно умер, тогда крещение проводили только через год после смерти покойного. Ребенку давалось христианское имя, хотя в то же время он еще имел и мусульманское для использования в публичный жизни. Дети криптохристиан, которые были не достаточно взрослыми, чтобы хранить секрет своего сообщества не могли присутствовать на христианских церемониях. По традиции в Греции и Малой Азии мать ребенка никогда не присутствовала на крещении, подчеркивая тем самым, что ребенок принадлежит Богу, и ожидала всегда в другой комнате или даже в другом доме. Крестные отцы редко знали молитву целиком и обычно говорили только: «Верую во единого Бога, Иисуса Христа…» По окончании крещения ребенок шел к матери, поздравлял ее и сообщал ей свое христианское имя, которое ему дали крестный отец и крестная мать. Часто случались гонки среди деревенских детей с целью первым прибежать к матери и получить подарок, который она для него приготовила.

Даже во времена моего детства в Греции, большинство крещений проводились дома. Мать ожидала в своей комнате, и, как только имя было произнесено, все младшие бежали к ней, чтобы сообщить первым.

Помолвки и свадьбы в Кромни

В те годы и христиане и мусульмане женились рано, девочки в возрасте от 12 до 14 лет. После 16 был риск остаться старой девой, а после 20 вообще не поступало предложений. Мальчики тоже женились рано, хотя и были немного старше своих невест. Все свадьбы проходили в период между январем и началом Великого поста и от конца Успенского поста до начала Рождественского. По православной традиции свадьбы не игрались во время четырех великих постов и по местной традиции в мае и в високосные годы. По народным обычаям Кромни високосные годы считались зловещими, перерывом в нормальном цикле, а май был месяцем, когда размножались ослы, поэтому христиане ждали более подходящего времени, чтобы отпраздновать торжество с достоинством. Подготовка к свадьбе в Кромни происходила в несколько этапов. Первым был Аэман, «поиск», когда родители молодого человека искали подходящую девушку или, вернее, подходящую семью, из которой они хотели бы взять невесту. Как только находили предполагаемую невесту, семья посылала к родителям девушки опытных сватов с Псалефеман (предложением). Если родители девушки были настроены положительно, тогда переговоры о приданном продолжались. Если же они были настроены неблагоприятно по отношению к предложению, родители молодого человека почти всегда прекращали настаивать, чтобы сохранить лицо. Если хотели все-таки получить в качестве невесты конкретную девушку, она могла быть похищена, и в этом случае брак бы состоялся, но такое случалось крайне редко. В качестве приданного обычно давались деньги, земля, домашние подарки, которые семья невесты давала семье жениха, так как невеста шла жить в дом родителей мужа. (Турки поступали наоборот: семья жениха платило приданное отцу невесты в зависимости от ее социального статуса и договоренностей.)

Были редкие случаи, когда молодой человек влюблялся в девушку, увидев ее с открытым лицом, обычно это случалось весной, когда девушки черпали воду. Наблюдение ее с открытым лицом требовало предложения. Из-за строгих общественных традиций в случае, если родители жениха были против свадьбы, старшие женщины деревни отводили девушку за руку в дом жениха. Через некоторое время они уходили, оставив девушку там, и говорили И нифе екацен ка («невеста сидела там»). Это было последней попыткой заставить передумать родителей жениха, и не было ни одного случая, когда бы кто-нибудь прогонял невесту, «сидевшую» в их доме. Это посчитали бы большим грехом, абсолютно недопустимым в обществе, к тому же опасным, так как сын, который не мог жить без этой девушки, мог сотворить что-нибудь плохое. Если нифе екацен ка, скоро следовала свадьба.

После того, как родители девушки принимали предложение, следовало Сумадеман (помолвка). Помолвка всегда происходила ночью в доме девушки. Молодой человек, родители жениха и невесты, некоторые другие родственники и священник собирались вместе – все, кроме невесты. которая ждала в другой комнате. Жених, его родители и священник брали золотые или серебряные кольца (в зависимости от богатства семьи) и говорили три раза: «Во имя Бога и с благословения родителей мы пришли, чтобы помолвить (имя жениха) с (имя невесты), что Вы скажите?» Жених отвечал: «Пусть это случиться с благословением Бога и по желанию родителей.» Родители невесты тогда шли вместе со священником в комнату, где дожидалась невеста, чтобы он мог услышать ее ответ. Невеста отвечала: «Как пожелают мои родители», - и целовала руку священника. Священник благословлял ее и, возвращаясь в комнату, где была семья жениха, «передавал» им невесту, пожелав им огурлиа и гатемила (удачи и счастья), согласно воле божьей. После этого семья передавала обернутые обручальные кольца священнику, который благословлял их и завершал помолвку, облаченный в епитрахиль. В те годы помолвка совершалась отдельно, а не как часть свадебного обряда, что практикуется в наше время.

Во время периода между помолвкой и свадьбой жених никогда не встречался с невестой самостоятельно. Он редко посещал ее дом, но если и делал это, то только в сопровождении своих родственников. Для него считалось позором прийти самостоятельно. Об этом есть турецкое высказывание Энисте татли татли гел («жених приходит сладко», т.е. едва ли вообще). Родители жениха и невесты встречались регулярно. Свадьба Стефанома (венчание) была самым священным моментом. Приготовления к свадьбе длились несколько дней и были самым радостным временем. Жених подвергался церемониальному бритью. В его дворе украшали козу, которая сопровождала его друзей и родственников на свадьбу. Омовение невесты совершалось в субботу. После ванны невеста запиралась в свадебной комнате, где на следующий день ее облачали в свадебный наряд, включавший розовый зупуна – плотно прилегающий жакет без рукавов.

Венчание проводили священник и кумбарос, шафер. В наши дни, после чтения Евангелия священник предлагает молодоженам выпить из чаши благословенного вина. В те годы криптохристианский священник вместо вина предлагал мелигала, молоко, смешанное с медом, которое священник мешал на месте и благословлял, три раза повторяя: «Измените это на то» Те кто за этим наблюдали, пели: «Я получу от этой чаши искупление и я обращусь к имени Бога.» После того, как новобрачные пили из чаши, она разбивалась под ногами священника.

Пара стояла пред алтарем с иконами и Евангелием во время «Танца Исайи», священник держал руку шафера, шафер – руку жениха, жених – руку невесты. Если присутствовала кумбара, подружка невесты, она держала невесту за свободную руку. В таком порядке они кружились вокруг алтаря, в то время как гости разбрасывали поверх новобрачных леденцы, изюм, орехи и мелкие монеты, называвшиеся коркота. В каждом углу алтаря они останавливались и пара целовала противоположные стороны Евангелия. В те годы свадебные короны были не простыми венками, а были сделаны в форме митры епископа. Когда церемония заканчивалась, священник брал короны, оборачивал их специальной тканью, желая здоровья и благосостояния новобрачным. Лицо невесты во все время церемонии было покрыто завесой, и только когда священник заканчивал оборачивать короны, он приподнимал завесу невесты. Это называлось Апокамброман (обнародование), и часто было первым разом, когда семья жениха (а иногда и сам жених) видели невесту.

После Обнародования следовало Харизма, даяние. С пожеланиями счастливой жизни родственники жениха делали подарки невесте, после чего местные музыканты играли традиционную свадебную музыку на народных инструментах, в то время как пара танцевала Омал. После Харизмы следовала Фимизма, поминание, во время которого танцоры держали в руках горящие свечи, связанные в едином венке, и, под аккомпанемент музыкантов в медленном ритмичном танце исполняли песню благословения, начинающуюся на греческом языке альфой и заканчивающуюся омегой. Отец Николас Экономидис, с кем я служил в течение 12 лет в Церкви Метаморфозы в Салониках, рассказал мне большую часть обычаев Кромни, включая и эту свадебную песню.

A Это началось, когда наш Господь Бог благословил первую благородную свадьбу в городе Кана.

B Это приходит ко мне, чтобы сказать молодоженам: «Прежде всего, ваш брак должен быть достойным и благородным.»

Γ Вы имеете благородное происхождение и Богом-Творцом благословлены.

Δ Мой Христос, надели меня силой, дай мне доброе сердце, чтобы я мог завершить все начатое.

E Так, все, что я начал, должно прийти к завершению: «О Бог, храни этих молодоженов.»

Ζ Они стали парой по желанию родителей, как Бог предписал, и как написано в законе.

Η Дева на небесах радуется с ангелами: «Может этот брак быть благословенным», - говорит она.

Θ Поскольку Бог предоставил нам изобильную благодать, «Господь Бог, защити этих молодоженов.»

Ι Позволь священникам надевать свои меховые шарфы, в то время как мы присутствующие кричим: «Господи, помилуй.»

Κ Господь Бог, защити этих молодоженов, дай им мир и жизнь, рождение ребенка и детей.

Λ Со светлыми голосами поднимаются эти гимны к Богу: «О, Всемогущий, охраняй этих молодоженов.»

Μ Парадокс и тайна для человечества: Незнакомец встречает незнакомку с благословения родителей.

Ν Позволь им расти, радоваться и рожать детей, благодаря и Бога, и человека.

Ξ Незнакомцы, оказавшиеся здесь, родственники и соседи, даруйте ваши пожелания им.

O Вместе мы все поем гимны Христу: «Господи, защити этих молодоженов.»

Π Изящная невеста, чти родственников своего супруга, и ты, жених, позаботься о ней с их благословения.

Ρ Все просят у Бога силу и здоровья для благословения и радости детей.

Σ Сегодня радость на небесах и на земле, все благословение пришло в этот дом.

Τ Почему Бог сделал нас достойными? Какое это чудо? Незнакомец встречает незнакомца и становится его собственным.

Υ О братья, кто незнакомцы здесь, не стойте в стороне неподвижными, благословляйте этих молодоженов.

Φ О невеста, содержи супружескую постель достойно со своим мужем, чтобы вы могли жить и процветать со всеобщим благословением.

Χ Вы можете радоваться и быть рады, вы можете жить как цари и обрести Рай, чтобы и мы были рады.

Ψ Моя душа, взгляни на эту прекрасную дочь, Богом-Творцом украшенную.

Ω О, Дева Мария, Мать нашего спасителя, благослови своих слуг и не отвергай их.

Мас

Мас (молчание) было обязанностью невесты, и она должна была соблюдать это в течение одного или двух лет, а, иногда, и целую жизнь. Это означало, что невесте запрещалось говорить в присутствии свекра и свекрови. Когда они заговаривали с ней, она могла ответить только поклонами и жестами. Этот обычай был очень строг. В наши дни это может показаться варварством, но в обществе, где много людей жили под одной крышей, это был способ избежать ссор, которые могли быть вызваны недавно прибывшей невестой. Мас приучал невесту уважать родственников со стороны супруга. Он заканчивался только когда они давали ей разрешение говорить.

Из-за того, что внешне они являлись как бы мусульманами, многие богатые криптохристиане имели более одного дома и более одной жены. Даже в этом случае церковь не реагировала, чтобы не вынудить их стать мусульманами, и часто обе семьи продолжали жить как тайные христиане. Единственным исключением в Кромни стал случай Узуна Меметоглу.

Криптохристиане Понта. часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Оригинал взят здесь



Tags: Андреадис, Аргируполис, Варену, Имера, Кромни, Понт, Трапезунд, Турция, Халдия, греки, история, криптохристианство, понтийцы, христианство, церковь
Subscribe

promo kromni july 6, 2020 22:42
Buy for 10 tokens
Дорогие гости Черногории! Предлагаю Вам свои авторские индивидуальные экскурсии - совершить увлекательное путешествие по этой удивительной и красивой стране. Я живу здесь уже больше восьми лет, обошел практически все известные достопримечательности, а также места, куда не ступала нога не только…
Comments for this post were disabled by the author